Что такое психодрама?
Большинство популярных методов психотерапии относятся к разговорным. Выприходите и разговариваете. С терапевтом или с группой. Но основное, что происходитв разговорной терапии, происходит в диалоге. И дополнительных средств - помимоэтого диалога - там практически не используется.
Наряду с разговорными методами существует довольно много не разговорных или,строго говоря, преимущественно не разговорных методов терапии. В полном торжественном молчании психотерапия не проходит. "А поговорить?" - это у нас обязательно. Но у так называемых "не разговорных" методов есть много средств, помимо собственно диалога.
В психодраме клиент (который здесь называется Протагонист) разворачивает содержание своего внутреннего мира снаружи, инсценируя свой опыт - свои истории, свою внутреннюю Монголию и всех ее обитателей - с помощью членов группы (если речь идет о групповой терапии) или только с помощью своего психотерапевта (если речь идет об индивидуальной работе, называемой также монодрамой). "Не рассказывай, покажи!" - говорил Якоб Леви Морено, основатель психодрамы, своим клиентам.
Почему это эффективно и быстро?
Удивительно, но факт: когда рассказываешь историю и когда показываешь её, могут получиться разные истории. Любой взрослый человек с хорошо развитым интеллектом и рефлексией обладает и достаточно развитой системой психологических защит. Именно эта система часто мешает нам понять, что мы делаем не так и почему всё время наступаем на одни и те же грабли. И когда мы рассказываем свои истории, наши защиты работают лучше, чем тогда, когда мы показываем их.
Я убедилась в этом на своем опыте, когда пришла к психотерапевту и она оказалась психодраматистом. До этого у меня был опыт разговорной психотерапии. И психологическое образование. Так что у меня была масса гипотез и рефлексий поповоду того, что со мной не так. И я намеревалась поделиться ими с терапевтом. Еще мне нравилось за собственные деньги развлекать терапевта веселыми историями из своей жизни. Потому что во-первых, мне нравится нравиться людям, а во-вторых, хотелось как то отложить (а по возможности обойти) обсуждение всех вот этих вот неприятных и болезненных моментов, о которых я, собственно, и пришла разговаривать. Но не тут-то было. Во-первых, мне не удалось как следует заболтать терапевта, как-то хитро и не заметно она вовлекла меня в психодраматическую работу. Во-вторых, впсиходраме я столкнулась с теми эмоциями, от которых так долго скрывалась, и с теми инсайтами (озарениями, пониманием), которых я так тщательно избегала.
Оказалось,что в психодраме очень трудно обманывать себя и терапевта. И поэтому работа идет быстро и на довольно глубоком уровне. Но при этом бережно, потому что никто не будет заставлять тебя идти туда, куда ты идти не готов. Терапевт может тебя поддержать, помочь преодолеть страх, но не станет заставлять - это и не нужно, и не этично, и вообще в психодраме терапевт и клиент (они же Директор и Протагонист) работают на равных, как в любом терапевтическом подходе гуманистического направления. Здесь нет идеи, что "Терапевт лучше знает!".
Как происходит психодрама?
Да, так вот, в психодраме Протагонист инсценирует свою историю.
Чтобы Протагонист и Дополнительные Я (те члены группы, которые помогают инсценировать историю, работая в ролях) не чувствовали себя по-дурацки, в психодраме есть процесс выстраивания сцены и введения в роль. Этот процесс обеспечивает психотерапевт (Директор), помогая участникам действа почувствовать достоверность происходящего, ощутить себя естественно в ролях. Все роли участникам задает Протагонист. Это важно. Мы разыгрываем историю Протагониста, это "его кино" и он лучше всех знает, что говорят персонажи его внутреннего мира, какими словами и с какой интонацией. Задавая роли, Протагонист сам встает в каждую из них - и это тоже важный опыт, позволяющий Протагонисту понять и почувствовать то, что мог чувствовать его партнер по коммуникации там-и-тогда, и что было скрыто от Протагониста, возможно, долгие годы. Часто чувства партнера по коммуникации оказываются для Протагониста открытием, меняющим его взгляд на ситуацию, а то и на жизнь.
В процессе драмы Протагонист может увидеть свою ситуацию с другой стороны, может что-то в ней изменить и переиграть, может сделать то, что не сделал в свое время в реальности. Для нашего бессознательного то, что произошло "на самом деле" и то, что произошло "по-нарошку" на сцене - практически одно и тоже. И если мы смогли постоять за себя в инсценированной истории, для нашего мозга это то же самое, что постоять за себя в жизни - тело включено, разум включен, эмоции включены, значит, всё происходит на самом деле.
После окончания драмы участники могут поделиться с Прогатгонистом своими чувствами - какой их собственный опыт напомнила им работа, что они почувствовали, будучи в ролях, что поняли для себя. Работа в ролях также является целительной, ведь как правило нас выбирают на те роли, которые "попадают" в наши личные истории - отражают наши собственные раны или наши ресурсы. Поэтому шеринг после психодраматической работы позволяет запустить процессы осознания и изменения у всех членов группы.
Атмосфера группы
еще одним фактором, который делает групповую психодраматическую работу столь эффективной, является поддерживающая сила группы.
За счет соблюдения ряда групповых правил - безоценочности, конфиденциальности, ясных границ - группа становится безопасным местом для каждого участника, что позволяет людям делится очень личными историями, видеть чувства других, чувствовать себя увиденным, оказывать и принимать поддержку. Это чрезвычайно целительный опыт сам по себе и за счет поддержки группы людям удается пройти к исцелению очень трудных для них историй.